Православный священник Андрей Аргентов, окормлявший якутов в конце XIX века, писал: "Надо согласиться, что смышленые шаманы полезны там, где до лучшего не доросли. Одним своим визитом к больному шаман дает много пользы". Были случаи, когда заболевших батюшек лечили ойууны и удэге. В 1897 году произошло нечто более экстраординароное. Шаман освятил строительство православного храма. В селе Хампа (Средний Вилюй) задумали строить православный храм. Когда начали копать землю, натолкнулись на старые якутские захоронения. Лопаты строителей везде натыкались на человеческие кости. Строить на костях не рискнули. Было решено позвать великого ойууна Тумуса Мэхэлэ. Мэхэлэ указал новое место для строительства и провел алгыс — особый шаманский обряд. На обряд Айыы ойууна (белого шамана Айыы) Мэхэлэ собралась вся округа. Накануне алгыса Мэхэлэ долго думал, что ему делать. "Как молиться нашим духам Аар Айыы о строительстве церкви чужой веры? Как я посмею обратиться к нашим духам. А вдруг накличу гнев Айыы?" — вопрошал Мэхэлэ. Потом решил: "Все равно саха (якуты. — Ред.) живут при русских. Нашу древнюю религию народ не забудет, а церковь нужна для ведения дел. Здесь будут записывать младенцев, нарекать мужем и женой" (Владимир Кондаков, "Аар Айыылыы эмтээhинтэн". — Якутск, 2008). Спустя некоторое время после алгыса, Мэхэлэ увидел странный сон. С неба раздался голос: "Айыы ойуун, ты провел хороший алгыс. Строительство этого дома закончится через три года. Много людей будет ходить в этот дом. Однако через 20 лет произойдут большие события, в результате которых этот дом разрушат. Но те, кто разрушат, сгинут потом". В 1917 году, спустя ровно 20 лет после алгыса, в стране произошла революция. Советская власть начала войну с религией. А в 30-х годах большинство "воинствующих безбожников" сами подверглись репрессиям. Многие народы Сибири и Дальнего Востока сегодня считают шаманов своими духовными лидерами. "Шаман может быть руководителем народа", — сказал как-то корреспонденту "Вечернего Якутска" верховный ойуун Якутии Владимир Кондаков. Может, но не всегда соглашается. Шаманы стараются избегать искушения властью.

Теги других блогов: православие шаманство Якутия